Как избавиться от синдрома отличницы: 10 советов от подростка
Содержание
Как избавиться от синдрома отличницы: 10 советов от подростка
Анастасия Казанцева
Желание делать все идеально – распространённая проблема. Как избавиться от синдрома отличницы или отличника? Ведь с ним сталкиваются не только люди, которые учатся на пятёрки. В статье я разберу подробнее эту тему и дам несколько полезных советов для тех, кто борется с синдромом отличницы.
Комплекс отличника
Люди с комплексом отличника встречаются очень часто. Их легко узнать по совокупности отличительных особенностей:
- Перфекционизм: все, что они делают, должно быть сделано идеально.
- Гиперответственность: человек берет на себя ответственность во всех сферах жизни, считая, что кроме него это некому сделать.
- Неумение проигрывать: люди тяжело переживают чужие победы, а собственные неудачи могут вызвать депрессию.
- Зависимость от мнения окружающих: каждый шаг должен быть признан и оценен положительно, иначе возникает ощущение неправильности действий.
- Болезненное отношение к критике: нормой для отличников являются только высокие оценки, все остальное приравнивается к неудовлетворительным оценкам и вызывает подавленное состояние.
- Боязнь риска: как бы ни было трудно отличнику, ему комфортно в рабочем состоянии с людьми, знающими его статус, и он не может начинать новую деятельность «с нуля».
- Неуверенность в себе и тревожность. Человек постоянно боится, что его труд не будет оценен по достоинству, его не похвалят или сделают замечание.
Несмотря на стремление к успешности, люди с синдромом отличника менее успешны и счастливы, чем те, кто к жизни относится проще.
Корни синдрома отличника тянутся из школьного детства.
Причины
Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:
- Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
- Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
- Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
- Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.
Как формируется синдром отличника в семье
Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов. Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно:
- Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки.
Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают. В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов.
Любовь нужно заслужить. Это одна из самых серьезных ошибок, которой родители пресекают выстраивание близких и доверительных отношений с детьми. В нормальной ситуации родительская любовь безусловна. И ребенок должен знать это.
Как формируется синдром отличника в семье
Выше мы говорили о влиянии школы, однако это лишь один из факторов. Семья — второй, и, наверное, даже более значимый. Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно:
- Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки.
Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают. В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов.
Любовь нужно заслужить. Это одна из самых серьезных ошибок, которой родители пресекают выстраивание близких и доверительных отношений с детьми. В нормальной ситуации родительская любовь безусловна. И ребенок должен знать это.
Узнайте как не навредить ребёнку и подобрать метод воспитания, который подходит именно ему — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».
Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.