Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
Содержание
- 1 Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
- 1.1 Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
- 1.2 Парные твёрдые и мягкие согласные
- 1.3 Как научить ребенка различать звуки
- 1.4 § Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
- 1.5 Отличительные признаки мягких и твердых звуков
- 1.6 Твердые согласные
- 1.7 Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных
- 1.8 Советы родителям
Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.
Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.
Парные твёрдые и мягкие согласные
В русском языке большинство одних и тех же согласных могут быть как твердыми, так и мягкими. Они образуют между собой пары, соотносящиеся по признаку твёрдости/мягкости.
Согласные, соотносящиеся по признаку твёрдости мягкости, являются парными. С их помощью можно различить слова с разным лексическим значением:
- быть [б] — бить [б’]
- завыть [в] — завить [в’]
- шест [т] — шесть [т’]
- лот [л о т] — лёд [л’ о т].
Но некоторые звуки русского языка не имеют соответствующих парных твёрдых или мягких согласных.
Как научить ребенка различать звуки
Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.
Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.
Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.
Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.
Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.
Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.
§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» — мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:
ж ш ц ч щ й |
Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими. Если же ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация твердых и мягких букв.
Отличительные признаки мягких и твердых звуков
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ .
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Мягкий знак и твердый знак
- Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.
Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.
Движение языка при произношении мягких и твердых звуков
При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.
Твердые согласные
Твердыми становятся согласные, которые расположены перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э»:
- каштан [каштан], дорога [дарага], трава [трава], каша [каша], фантазия [фан’таз’ий’а];
- корона [карона], Тора [тора], горб [горп], солнце [сонцэ], лоск [лоск];
- буря [бур’а], пустыня [пустын’а], мудрость [мудраст’], рутина [рут’ина], шуба [шуба];
- пыль [пыл’], мыться [мыц:а], рысь [рыс’], быль [был’], зыркать [зыркат’];
- мэрия [мэр’ий’а], каратэ [каратэ], фэнтези [фэн’т’из’и].
Также есть три твердых согласных звука, которые не зависят от соседних гласных или других факторов, всегда оставаясь твердыми: [ж], [ш], [ц].
Большинство твердых согласных, особенно находящихся в слове перед «а», «о», «у», легко узнать: при произношении они звучат четко, а прохождение потоком воздуха через преграду в речевом аппарате можно услышать. В зависимости от звонкости, твердые согласные будут звучать либо четко и звонко, либо более приглушентверно и шумно. Также они могут попарно оглушаться для простоты произношения.
Важно запомнить: твердые согласные «ж», «ш», «ц», а также согласные, стоящие перед гласными «а», «о», «у», «ы», «э» не должны смягчаться при произношении. Если возникают малейшие сомнения о том, как правильно произнести слово — стоит провести его фонетический разбор и удостовериться в твердости или мягкости согласного звука.
Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных
За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.
Если, произнося слог, говорящий улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот — твердый. Так изучать сложную тему станет проще и веселее.
Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»
Привет, ребята! Я так рада опять с вами встретиться! У меня замечательное настроение, и я решила прогуляться.
– Ничего ты не знаешь! Не 21, а 36!!
– Нет, это ты не прав.
Что это? Вы слышите, кто-то ссорится. Давайте поможем разобраться….
– Это ты ничего не знаешь, точно 21.
– Да точно 36, я уверена.
– Добрый день. О чём это вы спорите?
– Я говорю, что в русском языке 21 согласная, а Вика – что 36. Просто ерунду какую-то говорит!
– И никакую не ерунду. Я где-то это читала, но забыла, где именно.
– Стоп. Давайте будем разбираться. Ведь ваш спор может перерасти в ссору. А если уж вы решили поспорить, надо не просто что-то утверждать. Необходимо свою точку зрения доказывать.
Итак, для начала давайте вспомним русский алфавит.
В нём 33 буквы. Теперь давайте посчитаем только согласные. Вы помните, согласные буквы обозначают те звуки, при произнесении которых во рту образуется преграда – на мгновение могут сжаться губы, или зубы, может к ним прижиматься язык, или сжиматься горло… И ещё… Буквы мы видим и пишем. А вот произносим и слышим мы звуки. Итак, вот согласные буквы.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Их 21.
– Вот видишь, я же говорил, что я прав.
– Не спеши. Я ещё не закончила. Да, действительно, согласных букв 21. Но давайте послушаем, как они произносятся в речи. Вот послушайте пары слов и обратите внимание на то, как звучат согласные звуки в начале слов в каждой паре:
мал — мял, рад — ряд, кот — кит, был — бил, лук-люк.
– Да-да, я знаю. В слове МАЛ первый звук – [М]. Он звучит твёрдо. А в слове МЯЛ – [М / ] звучит мягко. Вот этот значок обозначает, что звук мягкий. РАД начинается с твёрдого согласного звука [Р], РЯД – с мягкого звук [Р] / . КОТ– [К], КИТ – [К / ], БЫЛ – [Б], БИЛ – [Б / ], ЛУК – [Л], ЛЮК – [Л / ].
– Так это что, получается, что каждую согласную букву можно назвать двумя звуками, твёрдым и мягким?
– Нет, это не совсем так. Мы уже знаем, что согласных букв всего двадцать одна. Пятнадцать из них – это буквы, которые могут обозначать как мягкие, так и твёрдые согласные звуки. Это буквы Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х. Их называют парными по твёрдости-мягкости.
Для обозначения звуки записываются теми же буквами, но при этом используют квадратные скобки. Вот посмотрите:
Это значит, 15 букв обозначают 30 звуков.
Но в алфавите есть согласные буквы, которые обозначают только один звук. Это буквы Ж, Ш, Ц. Они обозначают только твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц].
Есть и ещё 3 согласные буквы – Й, Ч, Щ, которые обозначают только мягкие согласные звуки [й / ], [ч / ], [щ / ].
Вот и получается, что согласных букв двадцать одна, а согласных звуков – тридцать шесть. Из них 30 – парные по твёрдости-мягкости, 3 твёрдых и 3 мягких. Так что, спорить вам совершенно не стоило.
Надо было просто разобраться. Миша, ты утверждал, что их 21, говоря о согласных буквах, а ты Вика говорила – 36, имея в виду согласные звуки. Вы оба были правы, но просто не понимали, что говорите о разном.
Ну, а теперь давайте вспомним, почему одни и те же буквы могут обозначать 2 звука – твёрдый и мягкий.
Посмотрите внимательно на несколько пар слов:
– Я помню. Мы ещё в 1 классе узнали, что, если после согласного стоят гласные А, О, У, Ы, Э или другие твёрдые согласные, то этот согласный звучит твёрдо, как в словах мал, мыл, Тома, лук, мэр.
А ещё, например, торт, класс, где тоже все согласные – твёрдые.
А я знаю, что, если после согласного стоят буквы я, е, ё, ю, и, то согласные перед ними звучат мягко. Это хорошо слышно в словах мял, мил, Тёма, люк, мера.
И ещё. Когда мы записываем звуковой строй слов с мягкими согласными, вот что получается:
Например, записываем слово мял, а звучит [м / ал]. Буква я смягчила предыдущий согласный, но при этом потеряла звук [й / ]. Так же и с остальными йотовыми гласными ё, е, ю. Например, Люк — [л / ук], мера [м / эра], Тёма [т / ома].
– А вот после букв Ж, Ш пишется буква И, но произносятся они все равно твёрдо. Например, жил, шил.
А букве Ц – всё равно. После неё в некоторых словах пишется И, а в других – Ы. Но, все равно, ц всегда произносится твёрдо. Например, цирк, цыплёнок. И в одном слове, и в другом она звучит твёрдо – [цы]
И совсем иное у согласных Ч и Щ. После них не пишутся буквы Я и Ю. Только А и У. Чаща, чудо, щука. Но при этом звуки [ч / ], [щ / ] всегда звучат мягко.
Мягко всегда звучит и звук [й / ], хотя после него никогда не стоят буквы я, ю, е, ю, и.
– Вы просто молодцы! Очень хорошо помните то, с чем познакомились в 1 классе. Только про одну букву вы всё-таки забыли. А она тоже подсказывает, что согласная, стоящая перед ней, произносится мягко. Это…
– Мягкий знак.
– Конечно. Мягкий знак указывает на то, что стоящая перед ней согласная произносится мягко. Например, день, соль, коньки.
Ну вот, мы и вспомнили о твёрдых и мягких согласных. А сейчас давайте ещё раз повторим все то, о чем сегодня говорили.
* В русском языке двадцать одна согласная буква и тридцать шесть согласных звуков.
* Буквы Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х являются парными по твёрдости-мягкости, т.е. могут обозначать как твёрдые, так и мягкие звуки.
* Буквы Ж, Ш, Ц обозначают только твёрдые звуки.
* Буквы Ч, Щ, Й обозначают только мягкие звуки.
* Если после согласного стоят буквы я, е, ё, ю, и, или ь то эти согласные звучат мягко.
* Если после согласного стоят буквы а, э, о, у, ы то эти согласные звучат твёрдо.
А теперь нам пора прощаться. И, конечно, не забудьте. Если вы о чём-нибудь спорите, не старайтесь убедить собеседника громким криком. Это ни к чему, кроме ссоры, не приведёт. Постарайтесь пользоваться фактами из специальной литературы, например, из учебника, или из энциклопедии, или из другого достоверного источника. И тогда вы не поссоритесь со своими друзьями, а только приобретёте новые знания.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.