0 просмотров

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Причастный и деепричастный обороты: учимся различать

Изучению особенностей причастия и деепричастия (в том числе причастных и деепричастных оборотов), как правило, посвящена большая часть рабочей учебной программы по русскому языку в 7 классе, в календарно-тематическое планирование включены такие темы, как «Причастный оборот: понятие, примеры использования в тексте», «Обособление причастного оборота», «Особенности деепричастного оборота», «Обособление деепричастного оборота», «Ошибки при употреблении причастного и деепричастного оборотов» и др.

Как учителю логически выстроить уроки по данным темам таким образом, чтобы школьники не только поняли, что такое причастный и деепричастный обороты, но и научились корректно обособлять их?

Полагаем, педагогу поможет использование методических приемов, упражнений, которые используются в учебниках для 7 класса по русскому языку.

Рассмотрим, как построена методика изучения причастных и деепричастных оборотов в УМК В. В. Бабайцевой и УМК М. М. Разумовской.

В этих учебниках информация о причастном обороте предваряет сведения о деепричастном обороте.

В обоих рассматриваемых УМК под причастным оборотом понимается причастие с зависимыми словами, и приводятся такие примеры: исправляющий ошибки, рассказывающий о походе, грозно потемневшая и т.д.

Статья в тему:  Как посчитать обои калькулятор. Расчет обоев. Сколько можно получить отрезков из рулона

В учебнике «Русский язык. 7 класс» М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И.Капинос , В. В. Львова на с. 75 дается упражнение 207, целью которого является формирование у школьников умения определять, в каких словосочетаниях причастие является главным словом, в каких — зависимым:

Прочитайте словосочетания. Определите, в каких из них причастие является главным словом, а в каких — зависимым. Спишите, распределяя эти словосочетания в три группы в соответствии с данными схемами:


Приводим словосочетания, которые предлагаются школьникам для анализа:

Одним из вариантов выполнения данного задания, на наш взгляд, является заполнение таблицы:

Ребята, выполняя это упражнение, повторяют орфографические правила (правописание приставок пре- и при-, правописание окончаний причастий, правописание проверяемых гласных в корне слова и др.), повторяют синтаксические правила построения словосочетания и основные синтаксические термины «определяемое слово в словосочетании», «главное слово в словосочетании». На наш взгляд, важно, чтобы учитель на данном этапе акцентировал внимание семиклассников на вопросах, которые задаются от главного слова к причастию (какой? какая? какое? и др.). Как следствие, ребята сделают важный вывод: причастие в предложении является определением.

Семиклассники, выявляя особенности обособления причастного оборота, находят следующую информацию в этом учебнике.

1) Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. В этом случае причастный оборот является одним членом предложения — определением.

Статья в тему:  Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Плохой учитель преподает истину, хороший - учит ее Плохой учитель преподносит истину хороший

2) Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он не выделяется запятыми. В этом случае каждое слово причастного оборота принято подчеркивать как член предложения.

В качестве правила, регулирующего обособление причастного оборота, в учебнике «Теория. Русский язык. 5-9 класс» В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой на с. 169 дается следующая информация:

В учебнике по русскому языку для 7 класса С. Н. Пименовой, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой УМК В. В. Бабайцевой дается образец графического выделения причастного оборота на письме:

Как видим, в этом учебнике причастный оборот (независимо от своего положения перед или после определяемого слова) графически выделяется волнистой линией как единый член предложения — определение.

Что такое причастный оборот

Для начала нужно сказать, что причастие – это неспрягаемая форма глагола, которая отличается и признаками прилагательного. Эта часть речи выражает процессуальный признак предмета. Под таким оборотом понимают синтаксический прием, образованный на основе причастия. Он обозначает признак по действию. В этом случае задаются вопросы: «какой?», «каков?», «что делающий?», «что сделавший?».

Рассматриваемый оборот в предложении принадлежит к определяющему слову. Его функции выполняет существительное. Такая конструкция играет роль обособленного или необособленного определения.

Деепричастия и их виды

В предложениях деепричастия, как и наречия, выполняют синтаксическую роль обстоятельства («Оглянувшись, я заметил слежку»). Деепричастия зависят от глагола, выполняющего роль сказуемого.

Статья в тему:  Лучшие проекты домов. Что такое автономный дом в холодном климате России? Автономная система отвода сточных вод

Деепричастия бывают двух видов — совершенного и несовершенного.

Деепричастия несовершенного вида обозначают действие, протекающее одновременно с основным. Отвечают на вопрос «Что делая?».

Примеры деепричастий несовершенного вида: «Спортсмен бежал, преодолевая препятствия»; «Я помахал рукой, приветствуя знакомого»; «Мы гуляли, любуясь закатом».

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, совершенное раньше основного. Отвечают на вопрос «Что сделав?».

Примеры деепричастий совершенного вида: «Умывшись и одевшись, я принялся за работу», «Развернувшись на перекрестке, автомобиль тут же поехал в обратную сторону».

У деепричастных оборотов правило обособления в предложениях одно – деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, не зависимо от его позиции по отношению к глаголу-сказуемому.

Деепричастный оборот не выделяется запятыми:

  • Если входит в состав фразеологического выражения Л(юди слушали гостя развесив уши);
  • Если деепричастие перешло в наречие и его можно заменить синонимичным наречием (Они шли не спеша (медленно)).
  • Если деепричастный оборот включает зависимое слово который или производные (Мы посетили лекцию, прослушав которую стали лучше разбираться в предмете).

Остапенко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Свежие записи

  • Домашнее задание для 11 класса по русскому языку (22.01.18г.)
  • Домашнее задание для учеников 8 класса по русскому языку
  • Поздравляем победителей!
  • Домашнее задание для учеников 11 класса на 17.01.18г.
  • Добро пожаловать!
  • Ноябрь 2021

    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Янв
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930





    Copyright © 2021, . Proudly powered by WordPress. Wortex design by Iceable Themes.

    Причастные и деепричастные обороты

    Причастия и деепричастия в предложении образуют особые обороты. Причастные обороты содержат причастие и обозначают признак по действию. Причастные обороты в предложении отвечают на вопросы: «какой?», «каков?», «что делающий?», «что сделавший?». Причастный оборот в предложении относится к определяющему слову, которым является имя существительное.

    Причастный оборот в предложении выполняет роль обособленного или необособленного определения.

    Например: Тучи, быстро приближающиеся и уже застилающие полнеба, грозили нам скорым, проливным дождем.

    Деепричастный оборот включает в себя деепричастие. Он относится к сказуемому и выполняет функцию обстоятельства.

    Деепричастный оборот в предложении выполняет функции обособленного обстоятельства.

    Использование деепричастного оборота в предложении подразумевает, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету.

    Например: Я, убирая комнату, нашла свои очки.

    Деепричастный оборот может быть употреблен при инфинитиве в безличном предложении.

    Например: Рассматривая данный вопрос, необходимо привлечь все имеющиеся ресурсы.

    Как отличить деепричастие от отглагольного причастия

    К сожалению многие путают эти два понятия, хотя они действительно чем-то похожи. Рассмотрим для примера следующее предложение:

    МАМА ПОЛИЛА НЕМНОГО УВЯДШИЕ НА ПОДОКОННИКЕ ЦВЕТЫ

    В данном случае в заблуждение может ввести слово «УВЯДШИЕ». И это именно отглагольное причастие, а не деепричастие. Проверить это достаточно легко, надо лишь задать контрольный вопрос. Мы уже писали, какие они у деепричастий. Но в данном случае вопрос будет: ЦВЕТЫ (Какие?) УВЯДШИЕ.

    А вот если бы предложение было таким:

    ЦВЕТЫ СТОЯЛИ НА ПОДОКОННИКЕ, УВЯДАЯ БЕЗ ВОДЫ

    то тут уже речь бы шла именно о деепричастии, так как оно отвечает на вопрос СТОЯЛИ (Как?) УВЯДАЯ.

    Причастный и деепричастный оборот: разница

    Итак, эти грамматически конструкции отличаются друг от друга рядом характеристик:

    • Ядром комплекса: причастие или деепричастие;
    • Задаваемыми к конструкции вопросами;
    • Синтаксической ролью в предложении: причастный оборот – определение, деепричастный – обстоятельство;
    • Определяемым словом: для причастного оборота это существительное или местоимение, для деепричастного – глагол;
    • Правилами пунктуации при обособлении в предложении.
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector