0 просмотров

Переход на альтернативные котельные

Переход на альтернативные котельные

На законодательном уровне принят пакет документов о новом методе, по которым российским городам предлагается рассчитывать тарифы на тепло. Его неофициально называют «альтернативной котельной» (или АК). Строительство теплоснабжающих объектов законами не предусмотрено, хотя возможно.

  • 1 Что такое альтернативная котельная
  • 2 Законодательные инициативы
  • 3 Разница нынешних расчетов и тарифов для «альткотельной»

Государство меняет отношение

Централизованное теплоснабжение в нашей стране обеспечивает отопление более 80% жилого фонда в городах России. При этом две трети тепловых сетей вышли за предельный срок службы в 25 лет.

«В теплоснабжении накопилось достаточно много проблем, — отметил заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Георгий Попов. — По данным на 2020 год, износ основных фондов котельных составил 51%, то есть более половины всех теплообъектов некогенерационного типа изношено. Теплосети на 63% изношены. Ежегодно происходит порядка 3,5 тысячи аварий. 12,5 % составляют технологические потери — это произведенное котельными тепло, не доставленное потребителям, при этом фактические потери приближаются к 20%. Причем замена тепловых сетей составила всего 2%, при нормальных темпах — 4% и опережающих — 6%.

Для исправления ситуации нужны инвестиции в объеме не менее 2,5 трлн рублей, и должен быть гарантирован их возврат, потому что вопросы возврата вложенных средств очень остро стоят перед инвесторами, которые заинтересованы вкладывать средства в перспективные проекты. Совместно с Минстроем РФ, ФАС мы провели большую работу, в том числе по субсидированию направлений реконструкции теплосетевого комплекса, организации проектов в рамках государственно-частного партнерства, концессий в сфере тепла, специальных инвестиционных контрактов. Но за 10 лет обсуждения этой темы с коллегами из ведомств мы пришли к выводу о необходимости глобальной смены парадигмы отношений — от точечно-локальной поддержки сложных регионов до общей смены системы отношений.

Статья в тему:  Мужские и женские имена, которые приносят удачу. Самые счастливые и несчастливые имена

Согласно Энергостратегии РФ до 2035 года мы сформировали два базовых принципа перспективного развития теплоснабжающего комплекса РФ: первый предполагает формирование эффективных рынков теплоснабжения с приоритетом когенерации при соблюдении балансов интересов хозяйствующих субъектов и потребителей; второй предусматривает повышение надежности и эффективности теплосетевого комплекса. Нам нужно предоставить людям качественную услугу по теплу, при этом в теплоснабжение вкладывать деньги и гарантировать возврат средств.

Мы также установили критерий, которым надо руководствоваться при формировании новой модели, — снизить аварийность в теплосетях, повысить эффективность, улучшить экономические параметры функционирования. За 10 лет обсуждения мы пришли к необходимости создания новой модели рынка теплоснабжения, которая, по сути, является моделью инвестиционной привлекательности отрасли, основанной на наименьшей справедливой цене для потребителя — альтернативная котельная.

Функции по развитию системы от государства переходят к частному бизнесу, именно он отвечает перед государством и потребителями за то, куда вкладывает средства и соответствует ли это критериям качества, заложенным новой моделью. Кстати, одним из критериев является количество жалоб на теплоснабжение от потребителей. Эти задачи теперь решает единая теплоснабжающая организация. Мы как государство гарантируем инвестору, что все инвестиции, которые он вложит, и эффективность, которую получит, останутся у него, то есть инвестор заинтересуется такой идеей. При этом за ЕТО будет осуществляться и контроль.

В новой модели единственной регулируемой ценой на тепло становится предельный уровень цены методом сравнения со стоимостью альтернативного теплоснабжения. Потребитель теперь сможет выбирать, какой котельной пользоваться. При этом переход на новую модель — добровольный процесс при участии всех возможных участников этого процесса с согласованием с потребителями», — рассказал Георгий Попов.

Статья в тему:  Как покрасить пластик, чтобы краска не слезла! Красим садовую мебель и проверяем результат через год. Как покрасить пластиковые детали автомобиля в гаражных условиях Как покрасить пластик домашних условиях

Он также отметил, что за 10 лет можно достичь следующих общеэкономических эффектов: в теплоснабжение будут привлечены инвестиции в размере 2,5 трлн рублей; дополнительный вклад в ВВП за счет развития смежных отраслей и импортозамещения — не менее 1,2 рлн рублей; создание порядка 67 тысяч рабочих мест; рост налоговых поступлений на 1 трлн рублей; снижение ежегодной нагрузки на бюджет по субсидиям на теплоснабжение.

За 2020 год благодаря активной работе ведомств и регионов поступило 13 заявок, в том числе от городов-миллионников, а это 17 ценовых зон теплоснабжения. Здесь ожидается кратный рост инвестиций — ориентировочно 12 млрд рублей. Заявки на внедрение новой модели рынка тепловой энергии обсуждают не менее 36 населенных пунктов.

Доработка в дискуссии

Однако не все в этой модели в ее нынешнем виде генераторы считают проработанным. Кое-что уже определено и нуждается лишь в детализации. Так, говорят в «Квадре», согласно утвержденной правительством «дорожной карте» внедрения новой модели рынка тепла, в ближайшей перспективе предстоит осуществить анализ и подготовку предложений по корректировке отдельных технико-экономических параметров модели расчета цены тепловой энергии альткотельной. Компания принимает активное участие в подготовке предложений, заверяют в «Квадре».

Александр Вилесов поясняет, что нужно решить два принципиальных момента. «Во-первых, это актуализация параметров альткотельной в соответствии со сценарными условиями,— говорит он.— Это позволит определить ценовые уровни, на которые мы выйдем. Второй шаг, который следует из первого,— определение объема инвестиций и планов развития, которые мы сможем реализовать при переходе на альткотельную. Сделать это можно только совместно с региональными и муниципальными администрациями».

Статья в тему:  Кто такой пилат из библии. Понтий пилат- пятый прокуратор иудеи

В ГЭХ считают, что параметры альткотельной нуждаются в дополнительной проработке. «Является ли данная модель универсальным решением для всего многообразия городских зон теплоснабжения? — задает вопрос Павел Шацкий.— Думаю, что нет». Он поясняет, что существует множество регионов, в которых новая модель не заработает никогда, «поскольку она основана на колоссальном упрощении: не может вся тепловая энергетика существовать в шаблоне 10 Гкал•ч блочно-модульной котельной с распределительными сетями».

В крупных городских системах теплоснабжения, продолжает господин Шацкий, присутствуют такие элементы и факторы, как значительная доля магистральных тепловых сетей, сложные системы топливообеспечения (газопроводов соответствующего давления с ГРС и дожимными компрессорами), индивидуальные и центральные тепловые пункты и прочие элементы, которые могут в совокупности занимать 20–40% в структуре затрат единой теплоснабжающей организации. «Эти элементы и факторы отсутствуют в модели альткотельной в принципе,— говорит он.— При этом не предусматривается и перестройка инженерной инфраструктуры города (систем газоснабжения, водоснабжения, электроснабжения) под базовый шаблон модели. Следовательно, значение тарифа альткотельной для таких регионов не соотносится с реальной структурой затрат». Это приведет к новому витку перекрестного субсидирования затрат внутри тарифа на тепловую энергию, считает он, поскольку матрица фактических затрат ЕТО не будет иметь ничего общего с эталонными затратами, учтенными в тарифе альткотельной.

Кроме того, при расчете тарифа, говорит Павел Шацкий, принят упрощенный подход к определению потребления социальной инфраструктуры и не учитываются различия в уровне урбанизации городов. В расчетах присутствуют школы и детские сады, но нет объектов физкультуры и спорта, музеев, театров, кинотеатров, библиотек, крупных больниц, торговых центров и прочих объектов, которые есть уже в каждом областном центре. «Притом что все эти объекты являются потребителями тепла, их затраты на инфраструктуру не учтены в расчетах»,— замечает Павел Шацкий. Не учтена в модели и специфика крупных городов, а именно плотность застройки, наличие коммуникаций, метрополитена, уровень плотности дорожного покрытия, архитектурные требования к проектам котельных и т. д. Все это приводит к удорожанию систем теплоснабжения. Однако затраты на строительство и содержание одинаковы и для поселка с населением 10 тыс. человек, и для любого областного центра России, и для мегаполисов с населением от 1 млн человек, отмечает господин Шацкий. Однако «учитывая беспрецедентную открытость Минэнерго в ходе подготовки законопроекта о модели альткотельной, мы надеемся на то, что наши замечания будут учтены ко второму этапу внедрения модели», говорит топ-менеджер.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector